Версия для слабовидящих
© 2012-2024 Кировский областной ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени С.М. Кирова г. Киров, ул. Московская, 37 |
«Клятвенные девы» про удары эстетической рефлексииДрамтеатр / Медиа 22 мая 2016 Пресса Вольные мысли о премьере спектакля «Клятвенные девы» по пьесе Олега Михайлова в Кировском драматическом театре (режиссёр Иван Комаров). Рассказывать легко о чем-то сложном и многомерном – редкий талант. Увы, автор данной статьи таковым не обладает, как, видимо, и авторы спектакля. Поэтому принцип Оккама в ситуации описания премьеры Драмтеатра не поможет. Разбор спектакля может быть бесконечным, мы лишь пробежимся по верхушкам, посерфингуем по поверхности «Клятвенных дев», а погружение вглубь этого моря смыслов и чувств оставим зрителю.
Да, чтобы говорить предметно, нужно вкратце описать спектакль. Ну, представим себе некоего абстрактного зрителя и попробуем вообразить его прочтение, свести все фабульные нюансы в один взгляд одного человека. Итак, выдуманная Албания, где в семье Кеки Ракипи (артистка Елена Ушатинская) происходит фиктивная свадьба, рождается и умирает фиктивная дружба и живет фиктивная любовь. Или нет? Тогда так: семья албанских женщин осталась без главы семьи, и мужчиной в этой ситуации по древней традиции становится женщина – бурнеша Кеки. Искаженная, изуродованная традициями семья живет в конфликте: между людьми, миром и надеждами, между мечтой разрушить все каноны и необходимостью подчиниться им, последовать ритуалу. Семья мечтает о наследнике-мальчике (и надежда возлагается на невестку Розафу, которая может подарить его), и каждая женщина в этом доме мечтает о счастье. Оно где-то витает – во снах героинь, когда Лири-инвалид (артистка Ирина Стародубцева) и Розафа-невестка (Светлана Лаптева и Марианна Узун) мечтают о свободе и любви, когда каждая героиня танцует по сцене с коляской в хороводе женского счастья. Старуха-соседка (заслуженная артистка РФ Галина Марина) берет на себя роль времени, рассказчика, она как экскурсовод ведет историю, отражает ее, проводит через реальность, одновременно объясняя прошлое и погружая в авторский текст. «Клятвенные девы» - это мощные удары эстетической рефлексии. Вероятно, многие назовут спектакль «Клятвенные девы» антифилистерским, и будут правы, но это очень поверхностный взгляд на данную работу – спектакль понятен абсолютно всем. Всем, кто захочет понять. Именно за счет формы, а не за счет содержания. Формы ритуала. Жанр нового спектакля Драмтеатра обозначен как «ритуальный фарс». Ритуалы рефреном проходят сквозь спектакль: как в буквальном отображении – сцене свадебного ритуала, с которого и начинается вся история, или ритуала посвящения в бурнеши, так и в метафорическом. Ведь если расценивать ритуал как коммуникацию между различными пластами мироздания, то в границах спектакля-ритуала трансформируется представление зрителя о пространстве и времени, происходит погружение в измененное состояние сознания. Смысл ритуала – через систему знаков и символов проникнуть в скрытую от повседневности универсальность. Так вот, в спектакле этого предостаточно: сознание меняется через фарсовый звук, валёрный свет, текст и пластическую палитру, вибрирующую от нарочитой раскрепощенности, телесной выразительности до жесткой, моралистической скованности, - через эти приемы притупляется привычная система восприятия мира и обостряется другая, срывается пелена реальности, и зритель остается беззащитен перед откровением мира. Зритель как камертон, настраивается на ирреальность через историю семьи албанских женщин.
Поэтому непонимание происходящего на сцене отчасти необходимо (начиная с представления персонажей – кто есть кто в спектакле, и какие у героев родственные связи, и заканчивая непониманием границы снов и реальности), оно работает на идею спектакля, потому что нежелание понять другого, даже любимого человека – с семье Кеки нормально. Нежелание, неумение понять мир другого выражается в бесконечной ненависти друг к другу ( «В этом доме не плачут. Здесь только ненавидят и проклинают»). Молодой режиссер Иван Комаров, конечно, не апологет театра слова, или театра-инсталляции, его работа близка к театру оправдания и сопереживания. Да, спектакль построен по законам внутренней логики автора, его внеконтекстного понимания душевных трансформаций героев. Да, деконструкция и борьба с нарративами рождает театр-хаос. Но хаос, дающий надежду. Кто-то из зрителей после спектакля спросил, есть ли в «Клятвенных девах» любовь. Есть, наверное. Даже безотносительно к финальной сцене, когда Лири отказывается от борьбы, от возможности свободы и счастья и принимает клятву, зацикливая историю. Любви так много в спектакле именно из-за ее зеркала - ненависти. Из сопротивления ненависти иногда рождается любовь, из сопротивления обману – честность, из борьбы с безнадежностью – надежда. На зрительском обсуждении спектакля прозвучала мысль: если у театра будут такие работы, у актеров будет возможность работать с разными режиссерами, кировская Драма пойдет вперед семимильными шагами, будет развиваться во всех направлениях.
За акт обнажения души автора (в данном случае всех авторов спектакля) кто-то из зрителей заплатит любопытством, кто-то эмоциями, кто-то отвергнет все и закроется, или разложит увиденное по полочкам. Но будут и те, кто войдет в мир, созданный авторами спектакля, и оставят его себе навсегда. Тогда и возникнет театр оправдания надежд и драматурга, и режиссера, и актеров и всех, кто работал над этим спектаклем. И, возможно, самих бурнешей. Смотрите также Актёр, который умеет играть любовь 28 июля 2018 Зрителю явно хотели сделать приятно 10 ноября 2016 16 октября 2016 Экскурсии по драмтеатру вызвали ажиотаж среди кировчан 12 октября 2016 Видео Вольные мысли о премьере спектакля «Клятвенные девы» по пьесе Олега Михайлова в Кировском драматическом театре (режиссёр Иван Комаров).
© 2012-2024 Кировский областной ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени С.М. Кирова г. Киров, ул. Московская, 37
|